В социально-культурном пространстве есть некоторое количество «общих мест», в которых разбираются все. Например, политика и государственное управление или воспитание детей. Одни из топовых позиций в ряду этих культурологических общностей занимают еда и искусство.
Не удивительно: физическая пища обеспечивает выживание, духовная пища – формирует личность и окружающее пространство. Одно дает силы для другого. А раз еда и искусство поддерживают один и тот же жизненный цикл, почему бы не поговорить о первом языком второго?
Разве художник – не своего рода повар? Ведь точно также, как человек на кухне, художник готовит. Только не из мяса, овощей, с маслом, солью и специями. Художник «готовит» из идей, эмоций, отрывочных впечатлений и обрывков воспоминаний.
А повар – не художник? Как он готовит? Разве просто жарит мясо, припускает рыбу или режет овощи в салат? Повар «готовит» из традиций и интуиции, из опыта сотен предыдущих поколений и личного опыта, из накладываемых правилами сочетаемости продуктов ограничений и неукоснительного желания выразиться свободно, из сложного сочетания животных инстинктов с новейшими достижениями цивилизации.
Это не кулинарная книга и не книга о рисовании. Здесь 14 художников обращаются к творчеству как к универсальному методу познания мира и способу коммуникации, самому эффективному в современном гипервизуальном сверхскоростном пространстве. Через творчество они исследуют то самое привычное «общее место», доказывая графически, что никаких «общих мест» на самом деле не существует. Потому что, как не бывает двух одинаковых снежинок, так не бывает двух одинаковых восприятий и картин мира. Все и всё на самом деле инаковое. Надо просто научиться это видеть.